Фармацевт Адиля Ахмадуллина: «Нравится, что нам доверяют люди, а мы им помогаем»
Адиля Ахмадуллина
Первостольник в СА «Экона», г. Казань. 5 лет в фармации. По законам вероисповедания мы не можем показать ее лицо.
— Адиля, почему Вы стали фармацевтом?
— Знаете, я ведь не сразу в эту профессию пришла. Хотя когда в школе училась, очень хотела стать фармацевтом, но после 11-го класса поступила в аграрный университет (Казанский государственный аграрный университет – прим. ред.). Год отучилась и поняла, что это совсем не мое – хочу учиться на фармацевта. Бросила университет и ушла в профильный колледж.
— Не разочаровались?
— Нет, ни в коем случае. До сих пор уверена, что сделала правильный выбор.
— А как родители отнеслись к такому решению?
— Сказали, что поддержат меня, раз нравится профессия фармацевта. Я ушла с «бюджета» в университете на «коммерцию», но они все равно одобрили мое решение.
— Какие предметы были самыми любимыми в колледже?
— Организация аптечной деятельности. А еще очень нравилась практика в производственных аптеках. У нас их две в Казани. Там мы делали сложные мази, аскорбиновую кислоту, перекись водорода. Было очень интересно.
— А что из предметов вообще не пригодилось?
— Философия, например. У нас еще преподавательница такая была озорная, особенная. Но большинство предметов нужные, конечно. Та же фармхимия особенно важна тем, кто на производстве планирует работать. Латынь, анатомия тоже нужны.
— Довольно плотное обучение и сложные предметы.
— Да. Когда я училась в университете, было проще.
— Адиля, как начинали свою аптечную карьеру?
— С 2019 года работала ночным дежурантом, а с 2021-го перешла уже в дневную смену.
— Не страшно было работать одной по ночам?
— Страшновато, но я закрывала дверь и отпускала лекарства через окошко. Да и кнопка вызова охраны была под рукой.
— Случалось ли что-то пугающее во время работы?
— Один раз было. Уже собиралась закрываться, отчеты делала, кассу снимала. Пришли мужчина и женщина, начали требовать продать им капли в нос. На мои слова, что аптека уже закрыта, отреагировали весьма агрессивно – грозили кулаком, не пускали, а меня уже такси ждало на улице. Я вернулась в аптеку, закрылась изнутри, отпустила таксиста и вызвала охрану. Все обошлось. Разъяренные посетители улетучились.
— А куда планируете расти?
— Сейчас заочно учусь на педагога-психолога по работе с молодежью. Временно не работаю – в декретном отпуске по уходу за двухлетней малышкой.
— Планируете потом в образовательной сфере развиваться?
— Да, возможно. Хотелось бы высшее образование получить и почему-то именно в эту сферу потянуло. Пока рассматриваю как «подушку безопасности».
— Что Вам нравится в работе фармацевта?
— Нравится, что нам доверяют люди, а мы им помогаем. Ведь когда они заболевают, не к врачам идут, а к нам. На нас лежит ответственность, как правильно отпустить лекарства, чтобы не навредить, снять симптомы и облегчить боль. Но все равно врачей мы заменить не можем, и нужно к ним обращаться, но не все же могут.
— Приходилось ли Вам прямо настаивать на том, чтобы покупатель обратился к врачу?
— Много таких случаев было. Но ведь за руку их к врачу не отведешь. Говорят «хорошо», а, может, потом в другую аптеку идут. Часто совета просят, но мы ведь не можем осмотреть и диагноз поставить.
— Курьезные случаи приходят на память?
— Например, нужен был парацетамол, а спросили простамол. Принесла – начали возмущаться цене в 800 с лишним рублей. Или приходят не с названием лекарства, а описывают таблетку, например, называют ее цвет, а ты уже предлагаешь варианты. Порой хотят, чтобы угадала препарат по одной букве.
— Терпения хватает на это «Поле чудес»?
— Обычно да.
— Случалось ли так, что не хотелось заступать на смену?
— Бывало такое.
— И как справлялись?
— В декрет ушла (смеется – прим. ред.)
— А сейчас на работу тянет?
— Порой очень.
— А по чему больше всего скучаете?
— По коллективу. Он у нас дружный очень. Да и работа фармацевта какая-то особенная, поэтому скучаю по атмосфере аптечной.
— От чего зависела Ваша зарплата?
— От планов продаж, в том числе, СТМ, УСТМ (условно собственная торговая марка – прим. ред.). Эти препараты тоже приоритетные.
— Как относитесь к планам продаж?
— Не очень. Сейчас, наверное, нет таких аптек, где планов нет.
— Опишите свою идеальную работу.
— Без планов продаж. Отпускаю то, что просят покупатели, то, что им нужно на самом деле. И, конечно, хорошая зарплата.
— А хорошая зарплата – это какая?
— В Казани, 40-50 тыс., наверное, а в Арске, где я сейчас живу, – около 35-40 тыс. В принципе, нормально.
— Какой у Вас был рабочий график?
— 2/2 с 8.00 до 21.00.
— А обед?
— Строго отведенного времени для обеда не было: когда успеешь, тогда и поешь.
— Получалось?
— Не очень (улыбается – прим. ред.).
— Родные часто к Вам обращаются за помощью?
— Очень. Рассказывают, где болит, просят порекомендовать лекарство.
— Как выбираете лекарства для себя и семьи?
— Полагаюсь на свой опыт. Рассматриваю и отечественные, и зарубежные препараты.
— Ваше отношение к российским производителям?
— Положительное. Почему бы и нет? Во-первых, они не завышают цену. Во-вторых, если, например, исчезнет какой-то препарат иностранный, то есть наш, а, значит, не будет дефицита.
— Есть ли у Вас любимые российские производители, которым доверяете?
— «Вертекс», «ОЗОН». Часто приходят и спрашивают просто «Вертекс». Пойди, догадайся, какой именно препарат.
— Вы упомянули «ОЗОН». Чем он привлекает?
— Доступной ценой. Регулярными поставками – не бывает дефицита. Широким ассортиментом.
— А как покупатели к нему относятся?
— Да хорошо. Обычно ему отдает предпочтение старшее поколение из-за комфортной цены.
— Как Вы ориентируетесь в многообразии витаминных комплексов, например?
— У меня обычно были специальные шпаргалочки около кассы. Когда постоянно смотришь на них, то информация автоматически запоминается. Такие шпаргалочки я и по новым препаратам делала. Там обычно краткая информация по преимуществам, применению.
— Часто ли приходилось сталкиваться с конфликтными покупателями, например, из-за рецептурных препаратов?
— Да, случалось. Были и такие ситуации: «Я стоматолог. Мне нужно». Или возмущались, что другой фармацевт отпустил препарат без рецепта в этой аптеке, а я – нет. Не уступала, ведь строгий отпуск таких препаратов не зря придуман. Они ведь и здоровью навредить могут.
Вот с тонометрами были ситуации. Перед продажей проверяешь, все работает. Покупатель уходит домой с прибором, что-то там с ним делает, возвращается – уже не работает. Приходилось выкупать, чтобы избежать конфликта.
Случались курьезные случаи с отпуском препаратов мужчинам. Они ведь обычно со списками супруг приходят. А потом разъяренная жена прибегает в аптеку с криками: «Что вы отпустили моему мужу?!» В таких случаях дешевле и проще самой оплатить, чем спорить.
— Были, напротив, благодарные клиенты, которые с цветами на 8 марта приходили или со словами: «Вы мне жизнь спасли»?
— Прям такого уж не было, а с конфетами – да (смеется – прим. ред.). Был у нас один дедушка, который приходил к нам со сладостями и всегда спасибо говорил.
— Опишите своего идеального посетителя аптеки?
— С порога улыбается и здоровается. Приходит с конкретным списком и дозировкой, оплачивает без сдачи. СТМ и УСТМ рад, да и высокий чек делает.
— Много таких было?
— Да не особо (смеется – прим. ред.).
— Каким должен быть идеальный фармацевт?
— Улыбчивым, приветливым, знающим, внимательно уточняющим симптомы. Идеальный фармацевт никогда не устает, не болеет и в декрет не уходит. Нужно уметь работать с людьми и иметь большое терпение.
— А что для Вас самое мотивирующее в работе?
— То, что люди выздоравливают. Уважают, обращаются к нам за советом, прислушиваются к нему и благодарят. Была такая ситуация, что на девушку напала бродячая собака. Пострадавшая забежала в аптеку, я ей все обработала – оказала первую помощь. Позже ее свекровь приходила и благодарила от всего сердца. Такие случаи тоже вдохновляют.
Ольга Самородова
Редактор Дайджеста Matchflow
Записывайтесь на консультацию, чтобы проводить успешные кросс-маркетинговые активности.
Записаться
Не упустите ничего важного: подпишитесь на Дайджест Matchflow