Фармацевтический рынок России имеет давно сложившуюся структуру, участников и определенный набор источников информации, к которым все привыкли. Несмотря на развитие IT технологий, появление новых алгоритмов и способов работы с данным, фармрынок достаточно консервативен и трудно меняет свои привычные процессы.
Этому есть объяснение: IT и аналитика не являются профильными направлениями ни для одного из участников фармрынка, будь то фармацевтическая компания, дистрибьютор, аптека или аптечная сеть. Как правило, отделы IT и аналитики либо вообще отсутствуют и соответствующие функции выполняют отдельно взятые сотрудники, находящиеся в других подразделениях, либо представляют из себя небольшие команды, которые не могут имеющимися ресурсами охватить всю необходимую для бизнеса функциональность. При этом специфика российской фармы в том, что на аутсорс, как правило, компании готовы отдавать достаточные простые процессы, такие как: обработка получаемых данных от контрагентов, построение стандартных дашбордов, выгрузка "сырых" данных из МДЛП, работа во внешней CRM системе медицинских представителей. В то время как реальная потребность гораздо глубже, но не все ее осознают и даже не догадываются о тех возможностях, которые уже сейчас есть на рынке.
Одной из разновидностей данных о продажах аптек являются почековые данные ОФД с фискальными признаками. В 2017 году в России приняли закон об обязательном наличии кассового аппарата в каждой точке продаж и передаче информации через оператора фискальных данных. Это должно было опрозрачить рынок как с точки зрения автоматического информирования налоговой, так и с точки зрения получения более оперативной информации о продажах самими сетями/аптечными точками, а, следовательно, и производителями. Однако, с точки зрения оперативности, ожидания не оправдались. Многие сети продолжают предоставлять производителям обычные отчеты о продажах без фискальных признаков. Что в очередной раз доказывает консервативность рынка: производители, зная, что уже несколько лет доступны более детализированные и оперативные данные, продолжают обходиться в лучшем случае обычными ежемесячными отчетами по продажам на уровне точек. А многие в принципе не смотрят на продажи и довольствуются отчетами по закупкам, не отслеживая реальную уходимость рынка и спрос конечного потребителя.