БЛОГ /
Презервативные истории о «героях нашего времени»
«Беззащитный» секс уже не в моде осознанной жизни. Статья, навеянная Международным днем презерватива 13 февраля, — погружение в интимную сферу без интимных деталей.
История презерватива: от льняных чехлов до полиуретана
А как было у нас? Контрацепция на Руси и в СССР
В Российской империи предохранение по православным канонам было греховным. К тому же в крестьянских семьях дети рассматривались как рабочий ресурс. Высокая детская смертность побуждала родителей не ограничивать рождаемость.
Тотальная безграмотность ставила жирную точку в вопросе контрацепции. И все же она была:

  • отвары лаврового листа, девясила или пижмы;

  • горячая баня, парение ног в горячей воде с горчицей;

  • насыщение организма кислотами (уксус, а у светских дам — лимонный сок);

  • уже знакомые изделия из бычьего пузыря и кишок мелкого рогатого скота;

  • золотые обручальные кольца со своеобразным «бактерицидным эффектом»;

  • и, конечно, прерванный половой акт.

Рассвет социализма в 1920-х ознаменовался сексуальной свободой при нулевом просвещении в интимной сфере. Результат смелых реформ — лавинообразный рост венерических заболеваний.

На этом месте начинается история развития мужской контрацепции в СССР. Первые резиновые изделия начали выпускать в 1930 году: сначала на «Красном резинщике» в Киеве, потом включился в работу «Баковский резиновый завод» под Москвой.
Источник фото: https://spid.center
Настоящая ГОСТовская продукция в трех размерах, из которых прижился средний универсал — №2. В негерметичной бумажной упаковке, способствующей преждевременному высыханию. Из «бронебойной» резины — 0.09 мм, когда у современников она была в 2 раза тоньше. С тальковой обсыпкой, похожей на абразив. Но зато копеечные. Резиновые изделия №2 особой популярностью не пользовались. Причин несколько:

  • неудовлетворительные тактильно-эксплуатационные характеристики – толстые, рвутся, сползают, да еще и с тальком;

  • дефицит — этот продукт был мало распространен: чем дальше от города в глубинку, тем ниже была вероятность его встретить;

  • малообразованность населения — неудобная «штуковина непонятного назначения» в бумажном конвертике была в диковинку;

  • стыд – женщины не покупали презервативы вовсе, дабы не получить с легкого языка общественности клеймо «гулящей».
Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Фаина Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит».
Но к концу «перестроечных» 80-х изделия преобразились — из резиновых в латексные, из «бронебойных» в тонкие, из конвертиков с 2-мя презервативами в десятиштучные «патронташи». Но оставался шлейф запретности и постыдности темы, а очереди в кожвендиспансеры оставались огромными, молодежь же составляла «пазл» сексуальной картины мира из дворовых ликбезов, порносцен из фильмов, потрепанных журналов и скудных уроков биологии с «тычинками и пестиками».
В зоне доступа. Рынок презервативов в наши дни
Интервью с Александром Кунгуровым, менеджером по работе с ключевыми клиентами ООО «Атекс Групп», представителем бренда In Time.
Источник фото: интернет.
Вы выводили свой бренд на российский рынок в 2016 году. Время потребителей, избалованных большим выбором презервативов. Durex, Visit, Sico, Contex и другие были повсюду со своей рекламой и пестрой выкладкой. Как закрепляли позиции?
Проанализировали рынок: было качественное и дорогое (с точки зрения кошелька того же студента), некачественное и дешевое. Решили занять нишу качественного и доступного. Мы производим всю свою продукцию на тех же заводах, что и Contex (Suretex в Таиланде и Индии). Сертифицируем по строгой процедуре со всеми необходимыми испытаниями, что и крупные бренды. О доступности во всех смыслах: на 30% дешевле лидеров рынка, максимально представлены в прикассовых зонах. В первую очередь, со своей продукцией мы вышли именно на FMCG — торговые сети, которые есть в почти каждом городе.
Почему не в аптеки?
И в аптеки тоже, но в меньшей степени. На мой взгляд, проблема аптек не в столь заметной выкладке, порой, сокращенной. Часто покупатель приходит и не сразу находит витрину со средствами контрацепции. К тому же иногда цены выше, чем в традиционных магазинах.

Раньше презервативы реализовывались только через аптеки, а теперь у потребителя есть выбор. Это покупка, как правило, импульсная и несколько интимная. В прикассовой зоне традиционных магазинов контрацептивы перед глазами, в свободном доступе: выбрал, взял, купил и ушел. Все просто.
И тем не менее, продажи в аптеках есть? Какие доли сбыта In Time в России?
Реализация через маркетплейсы стала активно развиваться после пандемии, когда люди попробовали сервис и стали активно им пользоваться.

Да и в аптеках можно увеличить объем продаж, например, грамотной выкладкой презервативов — сделать ее по образцу прикассовой зоны традиционных магазинов. Тогда у покупателя продукция будет перед глазами, в свободном доступе. Ему не придется, скрывая стеснение (что не редкость), спрашивать фармацевта. Некоторые потребители помнят о том, что раньше презервативы продавались только в аптеках, как изделия медицинского назначения. Для них покупка этих контрацептивов в аптеке расценивается, как более надежная: соблюдаются правила хранения, оригинальный бренд и прочее.
— А какая ваша целевая аудитория?
В основном, молодежь, молодые супружеские пары. Мы и во время активной рекламной кампании в 2017-2019 гг. на них акцент делали — «светились» на соответствующих площадках («Дом-2», Comedy Club, Black Star) и у медийных лиц (Егор Крид, например).
— Нашла рейтинг презервативов 2020 г. на сервисе умного покупателя «Роскачество» (национальная система качества, созданная по распоряжению Правительства РФ в 2015 году, – прим. ред.). In Time на третьем месте, опережает даже Durex, правда, проигрывает неким Hasico и Okatomo. Слышали об этом рейтинге?
Нет, к сожалению. Выглядит не особо правдоподобно, искусственно. Но тем не менее, по данным агентства Nielsen (делает анализ FMCG рынка) мы на третьей строчке после Contex и Durex.
— Как дела обстоят с подделками презервативов?
Сейчас презервативы уже практически не подделывают. Это раньше, когда всего 1-2 бренда было на российском рынке, контрафакт встречался. А сейчас смысла никакого нет. С этой проблемой в последнее время не сталкиваемся вообще.
— Как проверить, качественный ли товар?
В первую очередь, в России существует обязательного система получения регистрационного удостоверения в Росздравнадзоре и сертификата соответствия в Ростесте. In Time – не исключение.
Выдержка из закона:

«Средства барьерной контрацепции относятся к медицинским изделиям, которые на основании ФЗ РФ № 323 разрешается использовать на территории ЕАЭС, только при наличии РУ Росздравнадзора».
Памятка покупателя
  1. При покупке проверяйте срок годности, и если упаковка «завалялась» на годик-другой в комоде, тем более. В основе презервативов натуральный каучуковый латекс из млечного сока одноименных деревьев. Срок годности латексных презервативов со спермицидом — до 2 лет, без — до 5 лет.

  2. Обращайте внимание на целостность упаковки. Это важно! Если упаковка негерметична, презервативом пользоваться не стоит. Целостность же самого изделия проверяют на самом производстве в ходе заводских испытаний.

  3. Температурный режим хранения — от 0°С до +25°С. Так что «случайно постирать в кармане джинсов» или «оставить зимой или летом в бардачке авто на денек-другой» — плохой вариант.

  4. Латекс разрушается под действием солнечных лучей. Да, презервативы, как правило, в светонепроницаемой фольгированной упаковке, но все же на подоконнике их лучше не хранить.

  5. Также стоит помнить, что жиросодержащие смазки, кремы ухудшают качество латекса.

Больше всего латекс боится низких / высоких температур и солнечных лучей!
— Почему преобладающая доля мужской контрацепции на рынке на основе латекса? А как же полиизопрен и полиуретан?
Сырьевая база более доступна. Производство налажено. У латекса есть ряд неоспоримых преимуществ: эластичный, прочный, неаллергенный, надежно выполняет главные свои защитные функции, недорогой. Он широко представлен на рынке. О латексе все знают.

Но! Считаю, за искусственными латексами (полиизопрен и полиуретан — прим. ред.) будущее. Пока же специфика производства сильно удорожает продукт.

Главная проблема презервативов из натурального латекса — недостаточная передача ощущений. Чем плотнее презерватив, тем больше вы «теряете». Искусственный латекс тоньше, но при этом остается прочным. В будущем «синтетика» будет на первом месте, но это в будущем.
— А в России есть заводы по производству презервативов?
Знаю один — «Армавирский завод резиновых изделий». У него продукция под брендом Eros. Но, в основном, заводы расположены в странах Юго-Восточной Азии. Есть производственные мощности в Германии и Америке.
— И последний вопрос к Вам про осознанный подход к сексуально-активной жизни. Все-таки презервативы — это не только коммерческая, но и социальная история с упором на адекватное просвещение, а не рекламу с яркими слоганами и юмором «для знатоков». Вы участвуете в каких-либо социальных проектах?
Вот уже несколько лет сотрудничаем со «СПИД.Центром». Просто поставляем им свою продукцию, а они распространяют между своими «подопечными». Количество ВИЧ-инфицированных в России растет, и хочется повлиять на ситуацию, изменить ее к лучшему.
Последние данные исследований, опубликованные на сайте Федерального научно-методологического центра по борьбе со СПИДом за 2021:
В России официально зарегистрировано более 1 500 000 людей с ВИЧ, а это больше 1% всего населения страны. Ситуация близка к эпидемии.
  • Ольга Самородова
    Редактор Дайджеста Matchflow

Записывайтесь на консультацию, чтобы проводить успешные кросс-маркетинговые активности.
Не упустите ничего важного: подпишитесь на Дайджест Matchflow
Пишем интересно и ёмко, без спама и лишних слов
Еще статьи

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал: