БЛОГ /
Фармацевт Дание Азизова: «В аптеку не приходят здоровые люди»
Дание Азизова
5 лет в фармации. Училась на фармацевта в Ульяновске, затем перебралась в Казань. Работала в сети аптек «Апрель», сейчас – в АС «Фармленде».
Дание, а почему ушли из АС «Апрель»?
— Приходилось постоянно предлагать покупателям БАДы, а я так не могу. Сердечная что ли. В «Фармленде» с этим более-менее нормально. Ты можешь покупателю предложить и БАД, и лекарственный препарат, а он уже сам выберет. Если человек спрашивает: «Девушка, посоветуйте мне качественное средство», то я, естественно, предложу проверенное лекарство. БАДам тоже доверяю, но не всем. Допродажа к основному препарату – вполне нормально, тот же витамин С.
Когда Вы рекомендуете тот или иной препарат, на что опираетесь?
— Если бы планов продаж не было, то я бы, консультируя покупателя, чаще опиралась на свои опыт и знания. Вот у человека острый синусит, предложила бы ему «Синупрет», а с этими планами продаж нужно «втюхивать» свой аптечный товар «Синукомб».
Дание, а если бы не было планов продаж, как бы Вы работали?
— Отпускала пациенту только те лекарства, которые ему действительно требуются. Никаких допродаж. Только консультации. Отпустила человеку нужное, попрощалась с ним и бегом заниматься другими делами – выкладкой, уборкой и прочим. Да просто посидеть минутку, отдохнуть.
Часто ли Вас просят посоветовать, например: «Дайте мне что-нибудь от живота или головы»?
— Да, конечно. Это зависит от местоположения аптеки. Если рядом поликлиника, то, в основном, идут с рецептами. Если аптека в торговом центре, как в нашем случае, то покупателей, которые просят что-нибудь от головы или давления, действительно много. Приходится задавать уточняющие вопросы, чтобы подобрать нужное лекарство.
Ваше отношение к покупателям, которые обращаются к Вам за врачебной помощью, по сути, просят поставить диагноз?
— Считаю, это неправильно. Ведь, если с человеком случится что-то плохое, то буду виновата я. Это меня очень пугает. Был ведь весной случай, когда умер ребенок от передозировки парацетамола.

Фармацевт, в первую очередь, должен консультировать по препаратам, знать, какие, например, человек уже принимает, чтобы определить совместимость. Я недавно была на обучении. Там спикер рассказывал о гормональном препарате. Вот, например, при совместном приеме с обезболивающим, с тем же «Нимесулидом», действие гормонального препарата снижается, и повышается риск внеплановой беременности. Поэтому я убеждена, что фармацевт должен, в первую очередь, по препаратам консультировать, а не врачом и продавцом в одном лице быть.
Что Вам нравится в работе фармацевтом?
— Помогать. Например, вот моим родным назначил врач какое-то лекарство, а я уже подбираю по качеству и кошельку.
А что, наоборот, не устраивает?
— Аптека слишком много требует, сильно давит. Хотя даже в колледже нам объясняли: «Хочешь на хлеб зарабатывать, учись продавать». Фармацевты обижаются, когда их называют продавцами, но сейчас действительно это порою так и есть. Стараемся лишнюю аскорбинку продать, да платный пакет предложить. Это же смешно. Иногда подумываю о том даже, чтобы сменить сферу деятельности.
А куда можно пойти работать с дипломом фармацевта?
— Связать себя с индустрией красоты или уйти в медпреды, как это сделала моя бывшая заведующая. На самом деле, работы много, диплом особо руки не связывает.
Дание, как справляетесь с хамским отношением покупателей?
— Тут от восприятия самого первостольника зависит. Когда я только начинала работать, все близко к сердцу принимала. На моих нервах все больше начали играть, меня выводить, я уже просто бесчувственная стала, грубо говоря. Но всё равно не каменная. Стараюсь такое поведение как-то объяснить, понять, почему человек реагирует агрессивно. Может, он своей жизнью недоволен. С опытом начинаешь понимать, что человек-то больной. В аптеку не приходят ведь здоровые люди – все больные. Нас вот так даже учили воспринимать в колледже.

Вот у меня был такой случай. Приходит бабушка, спрашивает 5 ампул обезболивающего, какого, непонятно. Я называю диклофенак, «Кетанов». А она меня просит вообще все, что есть в аптеке, принести, чтобы она могла вспомнить и только тогда выбрать. Мягко отказываю со словами: «Не буду с Вами играть в "Поле Чудес". Сходите домой, вспомните, приходите и я все Вам отпущу». А в адрес слышу: «Где твои старшие? Ты тут тупая, дура, ничего не знаешь». Я говорю: «Успокойтесь, если Вы сейчас не уйдете, вызову ГБР». Она продолжила оскорблять, а я – сохранять спокойствие.
С опытом начинаешь понимать, что человек-то больной. В аптеку не приходят ведь здоровые люди – все больные. Нас вот так даже учили воспринимать в колледже.
Есть, что вспомнить, из хорошего?
— Да, конечно. Недавно вот бабушка пришла из магазина с тяжелыми сумками, попросила их оставить. Потом вернулась за ними, поблагодарила, принесла мне шоколадку. Есть постоянная покупательница, которая нас кормит конфетами периодически. Говорит, что мы хорошие фармацевты.

Так как я татарка и живу в Казани, то, бывает, говорю по-татарски с некоторыми покупателями. Они, прям, радуются: «Ой, нашли свою».

Стараюсь больше замечать все-таки благодарных покупателей.
  • Ольга Самородова
    Редактор Дайджеста Matchflow

Записывайтесь на консультацию, чтобы проводить успешные кросс-маркетинговые активности.
Не упустите ничего важного: подпишитесь на Дайджест Matchflow
Пишем интересно и ёмко, без спама и лишних слов
Еще статьи

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал: