БЛОГ / ФАРМКОМПАНИЯМ
Где искать упущенную прибыль?
Можно начинать считать потерянную прибыль, если клиент не смог купить нужный ему препарат. На графике 1 упущенные продажи показаны синим пунктиром. Мы видим, что ЛС X продается практически каждый день, в среднем по 3 единицы. При этом в течение определенного времени данной позиции не было в продаже. В эти дни препарат также мог быть продан, как обычно, в количестве трех штук. В итоге – упущенная прибыль. А еще расстроенный клиент, который может уйти к конкуренту.
Две проблемы, которые снижают доход аптеки, – это несостоявшиеся продажи и избыточный товарный запас. Полностью решить их, конечно, невозможно, но есть несколько хорошо работающих приемов, которые позволят оптимизироваться, минимизировать потери и повысить свою прибыльность в среднем на 20%.
График 1. Когда товара нет в наличии. Бирюзовая линия указывает направление продаж - повышение или понижение – и носит информативный характер, чтобы понимать в каком направлении идут продажи в группе (постепенно увеличиваются или понижаются).

Затоваренный склад
Избыточный товарный запас– еще один фактор, который мешает зарабатывать больше. Аптека закупает много товара, который очень медленно продается. Получается, что вложенные не в тот товар средства, могли быть потрачены на ходовые позиции. Возрастает риск просрочки, а это уже прямые финансовые потери. А еще товар занимает условное «складское/полочное» пространство, которое тоже стоит денег.

На графике 2 видно, что ближе к началу периода была сделана большая закупка препарата Y. Через две недели – новая закупка, хотя старый товар еще не распродан. В результате аптека пытается продать остатки, которые занимают место на складе, и оборотные деньги. Решение этой проблемы в дробных и небольших по объему закупках. Таким образом, на складе всегда есть товар, но он не залеживается, так как закупается часто и небольшими партиями.
График 2. Когда товара слишком много. Бирюзовая линия указывает направление продаж - повышение или понижение – и носит информативный характер, чтобы понимать в каком направлении идут продажи в группе ( постепенно увеличиваются или понижаются).

Как понять, сколько нужно закупать?
Есть несколько факторов, которые влияют на частоту и объем закупок:

1. Остатки в день заказа
2. Акция по НТЗ (не снижаемый товарный запас)
3. Страховочный запас
4. Время доставки заказа
5. Количество продаж в день
Выясним, сколько нужно закупить товара, чтобы в аптеке был запас на следующую неделю, т.е. 7 дней.

Известно, что:

- на остатках еще есть 35 упаковок препарата N
- аптека участвует в акции, по условиям которой остаток товара не должен быть менее 5 штук
- доставка товара происходит на третий день после заказа
- страховочного запаса в аптеке должно хватить на 2 дня
- в среднем продает 11 упаковок N в день.
Самый просто вариант расчета, который человек может сделать сам, своими руками, называется - линейная модель расчета. Ее может использовать самостоятельно каждый собственник или заведующая аптеки.35+

За неделю аптека продаст (7 х 11 = 77) упаковок N. К этому нужно добавить страховочный запас (2 х 11 = 22) и время доставки (3 х 11 = 33), а затем вычесть уже имеющийся остаток (35 уп.). Кроме того, по условиям акции нам необходимо НТЗ в размере 5 упаковок.

77 + 22 + 33 - 35 + 5 = 102

Итак, оптимальный запас – 102 упаковки, однако нам необходимо учитывать минимальный объем и кратность заказов у дистрибьюторов. Если каких либо ограничений нет – смело заказываем ровно столько, сколько нам нужно, но может быть так, что поставщик принимаем заказы в количестве, кратном 50, то есть нужно закупить или 100 штук или сразу 150 штук. В данном случае аптеке требуется решить либо она закупает 150 штук и тратит дополнительные деньги, которые могли бы пойти на закупку другого товара, либо рискнуть остаться без товара или нарушить условия акции НТЗ и закупить 100 шт., либо передать заказ другому поставщику, у которого другие условия заказа, если таковой имеется.
Платформа Matchflow - поможет увеличить доходность аптеки
https://matchflow.ru/assistЛинейная модель расчета, которую мы показали, имеет ряд недостатков: она не учитывает сезонность, праздники, выходные, движение товара в группах, не учитывает рентабельность препарата - его маржинальность и проходимость.

Но, на смену простым линейным моделям расчета, пришли современные технологии, которые используют методы машинного обучения на основе больших данных – такие, как платформа Matchflow. Благодаря современным технологиям и алгоритму расчета, Matchflow учитывает средние остатки и оборот по товару, срезая аномальные пики, а также "ловит" отклонения и моделирует спрос на товар, который аптека не закупала, но могла бы закупить и продавать с большей выгодой для себя.

И все, что нужно сделать собственнику или заведующей аптеки:

1. Заходить ежедневно в свой личный кабинет на платформе Matchflow
2. Проверять «Новые акции» и участвовать во всех контрактах фармпроизводителей
3. Передавать Matchflow данными по закупкам и продажам аптек, чтобы бонус начислялся
4. Обучать и мотивировать сотрудников аптеки по акционным товарам в приложение ФармАссистент
Проводите обучение и эффективно мотивируйте ваших фармацевтов вместе с приложением ФармАссистент
Автоматизированные расчеты, прогнозы и рекомендации, которые в том числе используются на платформе Matchflow – тренд развития современных IT-систем по управлению товарными запасами в фармацевтической отрасли. Они скоро появятся во всех, даже небольших аптеках. Используйте современные технологии платформы Matchflow и увеличивайте доходность своей аптеки.
  • Мария Леонова
    Шеф-редактор Matchflow
Записывайтесь на консультацию, чтобы узнать подробнее о вариантах проведения маркетинговых активностей
Не упустите ничего важного: подпишитесь на Дайджест Matchflow
Пишем интересно и ёмко, без спама и лишних слов
Еще статьи

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал: